В Ньюкасле всё спокойно (пока)
Было понятно, что, урезав социальную помощь и, одновременно, сократив полицию, имея 1 миллион безработных в возрасте от 16 до 24 лет, можно ожидать подьема уровня вандализма и преступлений. Однако «преступления» представлялись традиционные: грабежи квартир и вырывания сумочек и мобильников.
Совсем недавно я читала фантастический роман Zendegy by Greg Egan. Книга была о недалеком будущем Ирана, в одном из центральных эпизодов марш протеста был организован с помощью «китайских телефонов с индийской программой», которые позволяли обмениваться сообщениями, минуя мобильные вышки, с помощью инфракрасных портов телефонов peer-to-peer.
Это уже не будущее, а недавнее прошлое: вандалы обменивались сообщениями помощью Блэкберри, призывая всех, вне зависимости от принадлежности к соперничающим бандам, собираться в центре города и громить магазины. Социальные технологии могут и будут использоваться для социальбого зла: исламские террористы и педофилы успешно используют технологии Интернета, а британские хулиганы — технологии ИМ.
В Лондоне, по старой привычке, начали с поджогов. Полиция недавно обожглась на социальных протестах (недавно судили полицейских, из-за которых получил сердечный приступ и умер пожилой демонстрант против встречи большой 20-ки в Лондоне) и ожидает продолжение увольнений, старалась держаться от волнений подальше, хотя идеологическая компонента в протесте отсутствовала напрочь. Если раньше грабители прикрывались протестом как камуфляжем, тут была простая, озорная уголовщина. Вторая волна грабежей, в Манчестере, Бирмингеме, Лейстере, Ноттингеме — старые промышленные города с высокой безработицей — была направлена конкретно на магазины, принадлежавшие большим лейблам: дизайнерская одежда, драгоценности, те же Блэкберри.
Взламывания квартир дело тяжелое, одиночное, медленное, рискованное, а спроса на сэконд хэнд, практически, нет. Организованные грабежи магазинов позволяют получить максимум прибыли при минимуме риска, плюс убытки несет безымянная корпорация. «Все вокруг колхозное».
На мужика, который написал в газету "Пришли консерваторы, начались грабежи" другие жители заорали "это лейбористы распустили страну". Вернувшийся из отпуска премьер, опоздав к шапочному и кроссовочному разбору, разрешил полиции срывать маски с грабителей и подтвердил, что таки сократит число полицейских на 10%. То ли еще будет.